Воспитание через любовь (В. Сухомлинский)

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — именно так отвечал павлышевский учитель Василий Александрович Сухомлинский на свой же вопрос. И отвечал абсолютно искренне, потому что любовь к детям и настоящая педагогическая культура, по Сухомлинскому, — понятия неразделимые. Он был уверен, что каждый учитель обязан дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

Педагогическим принципом всего коллектива в павлышевской школе было воспитание без наказаний. Именно в этом и была эволюция взглядов Сухомлинского. Вначале он признавал целесообразность наказаний, думал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский твердо отстаивал вот какой тезис: воспитание учащихся несовместимо с наказанием. Педагог подразумевал высмеивание, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, грубое отчитывание, записывание в дневник жалоб.

Оказывается, именно Василий Александрович намного раньше и глубже своих предшественников понял: «В среде педагогов нередки разговоры о поощрении и наказании. Но самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».

«Беда многих учителей в том, что они изменяют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки».

В. Сухомлинский.

Василий Александрович считал, что использовать «острый инструмент оценки» право имеет исключительно тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, доброта и человечность — вот что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых важных качеств — человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью.

Если говорить об отметке, как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую оценку, потерял веру в себя.

В школу дети приходят самые разные: одни собранные и внимательные, другие — рассеянные и невнимательные, одни тугодумы, другие схватывают знания быстро. Но все дети в первый класс идут с искренним желанием учиться хорошо. И это озаряет смысл школьной жизни детишек.

У Сухомлинского оценка всегда оптимистичка: это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Педагог уважал детское незнание. Он был уверен, что пройдет какое-то время — месяц или год, и если сразу у ребенка что-то не получается, то придет время и он научится.

Сознание ребенка — как великая река. У каждого она обладает своей скоростью. Василий Александрович настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей непременно высоких оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а неуспевающих не угнетало чувство неполноценности».

Он рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и обязательно сделать соответствующую запись в дневнике.

Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

Для Сухомлинского не существовало диллемы: личность или коллектив. Он считал, что это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Не может быть воспитания личности без коллектива. Точно так же не может быть абстрактного коллектива без личностей.

Комментарий к статье: “Воспитание через любовь (В. Сухомлинский)”

  1. Советские педагоги — одни из лучших по моему убеждению. С удовольствием прочитала о Василии Александровиче, о том, что по его мнению не может быть воспитания личности без коллектива.
    Буду рада новым статьям о других педагогах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *